ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Государственно-частное партнёрство, как инструмент для реализации проектов креативной экономики

Введение

В последние годы идея креативной экономики получило широкое признание не только в развитых странах, но и в развивающихся. Генеральная Ассамблея ООН, 2021 год объявила годом «Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития».[1]

В зависимости от стран и международных организаций, термин и классификации «креативной экономики» могут отличаться, но суть остается неизменной. Креативную экономику можно описать, как экономические, культурные и социальные аспекты, взаимодействующие с технологиями, интеллектуальной собственностью и целями туризма. Креативная экономика состоит из креативных индустрий и услуг, как реклама, архитектура, искусство и ремесло, дизайн, мода, фильм, видео, фотография, музыка, исполнительское искусство, публикация, электронные публикации, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, телевидение и радио.[2]

Важность креативной экономики исходит от мировой тенденции, в ногу с которой идет и Кабинет Министров Кыргызской Республики. Об этом свидетельствует подписание Президентом Кыргызской Республики Закона «О Парке креативных индустрий»[3] и утверждение Кабинетом Министров Кыргызской Республики Концепции развития креативной экономики в Кыргызской Республике на 2022-2026 годы.[4]

Наряду с этим, Центр государственно-частного партнерства при Национальном агентстве по инвестициям при Президенте Кыргызской Республики (далее – Центр ГЧП) запустила работу по разработке и реализации проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в сфере креативной индустрии, в связи с чем в рамках данной работы подготовлена данная статья.

Целью данной статьи является рассмотрение возможностей применения механизмов ГЧП в сфере креативной экономики в Кыргызской Республике. Так, в данной статье будут рассмотрены теоретическая основа креативной экономики и государственно-частного партнерства, изучен международный опыт и проекты государственно-частного партнерства в сфере креативных индустрий в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, креативная экономика, креативная индустрия, Центр ГЧП

Креативная экономика и классификация

Термин «креативная экономика» несмотря на свою новизну быстро нашла свое место на мировой арене, многие страны включили данную идею в программы развития, а некоторые государства определили отдельную программу. По этой причине изучая литературу можно встретить разные названия, определения и классификацию относительно данной темы.

Термин «креативные индустрии», как предшественник термина «креативная экономика» появилось относительно недавно и в разных странах дают разное определение. Данный термин впервые использовали в Австралии в 1994 году с запуском отчета Creative Nation. Он получил более широкое распространение среди политиков Соединенного Королевства в 1997 году, когда Правительство создало Министерство культуры, средств массовой информации и спорта. Креативные индустрии рассматривалось, как отрасли, требующие творческого подхода, навыков и таланта, с потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счет эксплуатации своей интеллектуальной собственности.[5]

В дальнейшем данный термин получил широкую популярность в трудах британского писателя Джона Ховкинса. Он определил креативную экономику как продукты и услуги, как результат креативной деятельности, имеющие экономическую ценность.[6]

Всемирная организация интеллектуальной собственности рассматривает креативную экономику, как отрасли прямо или косвенно участвующих в создании, производстве, производстве, трансляции и распространении произведений, защищенных авторским правом. Таким образом, основное внимание уделяется интеллектуальной собственности как воплощению творчества, которое было использовано при создании товаров и услуг, включенных в классификацию.[7]

Согласно Закону Кыргызской Республики от 8 августа 2022 года № 88 «О Парке креативных индустрий», креативной индустрией является - вид экономической деятельности, основанной на творчестве и создании продуктов интеллектуальной собственности с использованием таланта, инноваций, технологий, культурного наследия, результатом которой являются товар, работа, услуга, обладающие экономической ценностью[8].

Как можно понять из вышеизложенного понятие «креативной экономики» имеет достаточно расплывчатые границы. В большинстве случаев креативная экономика состоит из креативных индустрий. В Таблице 1 представлены классификации креативных индустрий в разрезе ЮНЕСКО, Кыргызской Республики и Министерства по делам культуры, СМИ и спорта Великобритании. Таблица 1. Классификация креативных индустрий
Теоретическая основа государственно-частного партнерства

Многие государства, а также международные организации активно используют механизмы ГЧП для модернизации инфраструктуры, объединяя активы государства и частного сектора, так как ГЧП объединяют навыки и ресурсы как государственного, так и частного секторов посредством разделения рисков и ответственности. В этой связи будет целесообразно рассмотреть теоретические основы ГЧП.

Международные финансовые институты поощряют применение механизмов ГЧП и активно финансируют в подобные проекты. Подобными институтами являются Всемирный Банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и т.д. Данные организации активно ведут деятельность в Кыргызской Республике в сфере ГЧП. Всемирный Банк дает определение ГЧП, как механизм, с помощью которого правительство закупает и реализует государственную инфраструктуру и/или услуги с использованием ресурсов и опыта частного сектора. Там, где правительства сталкиваются со старением или отсутствием инфраструктуры и нуждаются в более эффективных услугах, партнерство с частным сектором может помочь найти новые решения и привлечь финансирование.[10] Подобное определение дается Европейской комиссией: термин «государственно-частное партнерство» в целом относится к формам сотрудничества между государственными органами и миром бизнеса, которые направлены на обеспечение финансирования, строительства, реконструкции, управления и технического обслуживания инфраструктура предоставления услуги.[11]

При реализации проектов ГЧП важно правильно выбрать форму ГЧП, то есть правовую основу, на которой реализуются конкретные модели ГЧП. Существует несколько основных форм ГЧП, которые перечислены в Таблица 2. Модели ГЧП1

Международный опыт применения ГЧП в креативной экономике

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) подчеркнула важность развития ГЧП как модели превращения культурных и креативных индустрий, как движущую силу экономического роста.[13]

Под ГЧП в креативной экономике понимаются организационные, правовые и финансовые модели, закрепленные в официальных документах, обеспечивающие взаимовыгодное взаимодействие государственного и частного секторов экономики и культуры. Применение такого партнерства в креативной экономике рассматривается, прежде всего, как механизм совместного инвестирования ресурсов в реализацию социальных и культурных проектов, распределения рисков, затрат и ответственности в ходе реализации таких проектов на контрактной основе. Участие государства в социально-культурных проектах обусловлено необходимостью стимулирования инновационных культурных процессов, с которыми рыночная среда не может справиться.[14]

Примером ГЧП могут быть принятие схемы частных гарантий Правительства Великобритании, которая определяет порядок предоставления государственных гарантий по обязательствам национальных культурных организаций, имеющих особое значение (Национальная галерея, Британский музей, Британская библиотека, Музей естественной истории). Область применения механизмов ГЧП в сфере креативных индустрий в Великобритании очень обширна: от совместных инвестиций в реконструкцию объектов культурного наследия до института привилегированного членства в “клубах друзей музея”. Во Франции, если с музеем заключен договор ГЧП в сфере культуры, то частному партнеру может быть выдано разрешение на аренду его залов за определенную плату для организации любых престижных мероприятий. В Китае более половины объектов инфраструктуры и культуры для Олимпийских игр 2008 года в Пекине были построены с использованием механизмов ГЧП.

Обсуждая применимость различных форм организации проектов в сфере культурных индустрий с использованием механизмов государственно-частного партнерства, можно отметить, что наиболее применимы в этой области контракты на строительные работы и услуги.[15]

ГЧП в сфере креативной экономики в Кыргызской Республике

Кыргызская Республика предпринимает необходимые усилия для обеспечения инвестиций и улучшения потенциала государственных органов для развития необходимой экономической и социальной инфраструктуры, со значительным усилением роли частного сектора. С этой целью проводятся работы по улучшению нормативно-правовой базы ГЧП:

· 11 мая 2009 года принят Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике»;

· 22 мая 2012 года, признавая недостатки вышеупомянутого Закона, были внесены поправки, соответствующие основным международным принципам;

· 22 июня 2016 года в Закон о ГЧП были внесены изменения для приведения в соответствие с положительной международной практикой, особенно в отношении механизмов фискального (бюджетного) управления;

· 22 июля 2019 года Закон о ГЧП был принят в новой редакции, предусматривающий более упрощенные процедуры для подготовки и реализации проектов ГЧП;

· 11 августа 2021 года была принята новая редакция Закона о ГЧП, направленная на усиление роли уполномоченных органов в сфере ГЧП и оптимизацию процедур, механизмов и сроков подготовки проектов ГЧП;

Также в 2019 году был создан Центр ГЧП при Министерстве экономики Кыргызской Республики, реализующий задачи по координации проектов ГЧП и развитию механизмов ГЧП в Кыргызской Республике, позднее Центр ГЧП перешел Национальному агентству по инвестициям при Президенте КР.[16]

Правительство КР не менее активно ведет государственную политику в сфере креативной экономики. Президентом КР был подписан подписал закон «О Парке креативных индустрий», который был принят парламентом 30 июня 2022 года. В данном законе изложены особенности управления Парком креативных индустрий и порядок его функционирования. Также распоряжением Кабинетом Министров КР от 16 ноября 2022 года №629-р было установлено План мероприятий по реализации Концепции развития креативной экономики в КР на 2022-2026 гг. В Плане мероприятий Центру ГЧП и другим заинтересованным государственным органам поручено разработка и реализация проектов ГЧП в сфере креативных индустрий.

Согласно отчету Центра ГЧП за 2022 год, имеются проекты прямо или косвенно связанные с креативными индустриями, находящиеся на разных стадиях реализации.

В городе Бишкек на этапе реализации находится проект «Реконструкция кинотеатра «Кызыл Кыргызстан», данный проект оценивается в 420 334 долл. США.

В сфере индустрии моды реализуется проект «Строительство склада, зоны бытового обслуживания и швейного цеха», стоимость этого проекта составляет 200 000 долл. США. Частный партнер подписал соглашение и приступил к реализации проекта.

Вместе с тем, на стадии подготовки и присуждения находятся более 40 проектов ГЧП в таких сферах как туризм, развитие городов, легкой промышленности и тд.

Как видно из вышеизложенного, несмотря на относительно недавнее создание Центра ГЧП, портфель проектов в сфере креативной экономики достаточно широк. Также Центр ГЧП ведет переговоры с частными партнёрами относительно проектов, связанными с креативными индустриями. После детализации процедур реализации будут начаты работы по инициированию проектов.

Заключение

Креативная экономика рассматривается, как инструмент для быстрого роста экономики. Многие страны включили креативную экономику в программу устойчивого развития. Международные организации, как ООН, Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития и т.п. поощряют данный сектор экономики и ведут активную деятельность.

В мировой практике использование механизмов ГЧП в креативных индустриях достаточно распространено. Учитывая, что природа креативных индустрий связана с высокими рисками, вмешательство государства играет ключевую роль.

Правительство Кыргызской Республики осознает важность и предпринимает меры, с учетом международного опыта. У Центра ГЧП уже имеются проекты относительно данного сектора, находящиеся на стадии реализации, также планируется увеличение подобных проектов в сотрудничестве с международными организациями.

Список использованной литературы

1. Creative Economy Outlook 2022;

2. Creative Economy Report 2008;

3. Creative Economy Report 2013 Special Edition;

4. Desa Working Paper No. 148;

5. Local Economic and Employment Development (LEED): The Culture Fix Creative People, Places And Industries (https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/29f05369-en.pdf?expires=1670817520&id=id&accname=guest&checksum=F8A714E3B024EF0C4885B600C269EE14);

6. N. Malshina, A. Firsova: Mechanisms of Innovative Projects Financing in the Culture Industry on the Basis of Public-private Partnership, 2018;

7. Public-Private Partnerships and the Creative Sector (https://www.tradeforum.org/Public-Private-Partnerships-and-the-Creative-Sector/);

8. Resolution adopted by the General Assembly on 19 December 2019;

9. The Creative Economy: Key Concepts and Literature Review Highlights;

10. The World Bank: About Public-Private Partnerships;

11. Wallstreetmojo: Public-Private Partnership Article (https://www.wallstreetmojo.com);

12. Закону КР от 8 августа 2022 года № 88 «О Парке креативных индустрий»;

13. Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики От 21 Апреля 2022 Года № 228;

14. Программа развития государственно-частного партнерства в Кыргызской Республике на 2022–2026 годы;

15. Садыр Жапаров подписал закон «О Парке креативных индустрий» 09 августа 2022 (https://kloop.kg/).

[1] Resolution adopted by the General Assembly on 19 December 2019

[2] Creative Economy Outlook 2022, 16-17

[3] Садыр Жапаров подписал закон «О Парке креативных индустрий» 09 августа 2022

[4] Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики От 21 Апреля 2022 Года № 228

[5] Creative Economy Report 2008, 11-12.

[6] The Creative Economy: Key Concepts and Literature Review Highlights, 3

[7] Creative Economy Report 2008:12

[8] Закон КР от 8 августа 2022 года № 88 «О Парке креативных индустрий»

[9] Creative Economy Report 2013 Special Edition: 22

[10] The World Bank: About Public-Private Partnerships

[11] Desa Working Paper No. 148: 26

[12] Wallstreetmojo: Public-Private Partnership Article

[13] Public-Private Partnerships and the Creative Sector

[14] Local Economic and Employment Development (LEED): The Culture Fix Creative People, Places And Industries

[15] N. Malshina, A. Firsova: Mechanisms of Innovative Projects Financing in the Culture Industry on the Basis of Public-private Partnership, 2018:104

[16] Программа развития государственно-частного партнерства в Кыргызской Республике на 2022–2026 годы