НОВОСТИ

КОНКУРС ПОЗВОЛЯЕТ ВЫБРАТЬ ЛУЧШЕГО ИНВЕСТОРА ДЛЯ ГЧП

28 февраля 2023 года Центр ГЧП принял участие в форуме «Транспортные коридоры в Центральной Азии: новые возможности для Кыргызстана», организованным Информационным агентством АКИpress.

В форуме приняли участие председатель Кабинета Министров КР Акылбек Жапаров, представители профильных министерств, дипломатических миссий, иностранных государств, а также предприниматели, международные организации и экспертное сообщество.

На мероприятии с докладом выступил заведующий отделом привлечения и подготовки проектов ГЧП Каратай Джангельдиев на тему перспективы создания хаба на территории аэропорта в Бишкеке.

Для стран без выхода к морю основными видами транспортного сообщения являются авиатранспорт, автотранспорт и железнодорожный транспорт. Существующие программы предполагают развитие авиации. Предпочтение отдают именно этому виду сообщения так как развитие железных дорог требует больших вложений.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) на 2021 год, в мире насчитывается около 4 000 коммерческих аэропортов, из которых более 1 300 являются международными.

Ситуация на рынке КР такова, что 50% внешнего долга страны направлены на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Однако и это считается недостаточным.

В КР действует 11 аэропортов. Они находятся на балансе и в управлении компании ОАО «Международный аэропорт «Манас», контрольный пакет акций которой принадлежит государству (79%). Только 2 аэропорта Кыргызстана являются прибыльными — «Манас» и аэропорт города Ош. Они обладают наибольшим потенциалом для развития.

Вместе с тем географическое расположение республики позволяет превратить аэропорты «Манас» и «Ош» в крупные транзитные и авиатранспортные узлы, а «Манас» является лучшим претендентом на статус крупного регионального хаба.

Этому мешает изношенность инфраструктуры аэропортов. Она нуждается в модернизации. Этот вопрос давно находится на повестке. Но ввиду капиталоемкости данного вопроса и ограниченности бюджетных средств и данный вопрос долго откладывался.

В том числе и потому что республика установила внутренние требования по внешним займам. Таким образом привлечь кредит на обновление авиаузлов страна сегодня не может. Единственной возможностью сегодня модернизировать аэропорты — это использовать инструмент ГЧП. Он предполагает не заем денег, а привлечение инвестиций для модернизации объекта путем передачи его во временное управление частному партнеру.

Инструмент ГЧП положительно показал себя в международной практике. Международные эксперты полагают, что правительства многих стран будут все чаще обращаться к частному сектору для инвестиций в развитие аэропортов. В 2021 году частные инвестиции в сектор в Европе и ЦА составили $9.6 млрд.

Яркими примерами подобного партнерства являются аэропорт королевы Алии в Иордании и аэропорт Софии в Болгарии. Важным компонентом ГЧП в этих странах стало проведение инвесторского конкурса в рамках ГЧП. Таким образом правительство Иордании смогло получить от инвестора 55% прибыли, вместо 20%, которые были предложены им изначально. Похожая ситуация произошла в Болгарии. Руководство страны привлекло в качестве консультанта МФК, которая сопровождала проведение конкурса. В итоге правительство Болгарии при установленном минимуме от прибыли в 10%, смогло получить 43% от прибыли. И таких примеров в пользу проведения прозрачного конкурса не мало.

Важным моментов на пути к развитию аэропортов можно отметить подписание Соглашения с Международной финансовой корпорацией (IFC) 19 октября 2021 года по подготовке проекта «Модернизация международного аэропорта «Манас». МФК была отобрана как опытный консультант в подготовке аэропортовых проектов.

Подготовка по проекту была завершена в мае 2022 года, а в июне была организована инвесторская конференция в которой приняли участие крупные и международно-признанные аэропортовые компании, такие как Corporacion America Airports (Аргентина), Munich Airports (Германия), Incheon International Airports (Южная Корея), Korea International Corporation (Южная Корея), EGIS (Франция), YDA Group (Турция), IC ICTAS (Турция), Airports of Regions (Россия) и GMR Group (Индия), которые проявили высокую заинтересованность в участии в конкурсном отборе.

Кабинетом министров КР также рассматриваются варианты подписания прямого инвестиционного соглашения для получения большей выгоды государством. Однако считается, что наиболее выгодным для государства будет проведение открытого и прозрачного конкурсного отбора, что подтверждается опытом МФК.

Одним из ключевых параметров проведения конкурса по проекту модернизации международного аэропорта «Манас» является отсутствие у участника конкурса аэропорта в управлении в радиусе 400 км от Манаса. Данная мера призвана создать конкурентную среду для развития аэропорта «Манас». Этим же принципом МФК руководствуется в отношении аэропорта города Ош и МФК предлагает не передавать 2 главных аэропорта страны в одни руки, а провести отдельный конкурс по аэропорту города Ош после подписания Соглашения с инвестором по аэропорту «Манас».

В целом транспортная сфера страны имеет большой потенциал для развития. Хоть транспортная инфраструктура в стране малоразвита, но она имеет перспективы роста, что может быть интересно потенциальным инвесторам.

Также, учитывая инвестиционный климат Кыргызской Республики и отсутствие достаточного опыта в реализации крупных и стратегических проектов, целесообразно рассматривать поддержку и содействие международных партнеров по развитию, как на примере проекта аэропорта «Манас» при содействии МФК или проекта альтернативной автодороги Алматы – Иссык-Куль при содействии АБР.

Международные партнеры обладают большим опытом подготовки и реализации крупных проектов, а их участие предполагает сопровождение проекта на конкурсном этапе и продолжается вплоть до финансового закрытия после подписания соглашения.