ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ГЧП как способ повышения качества, доступа и экономической эффективности системы образования

Аутсорсинг образования частному сектору

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере образования широко распространено как в развивающихся, так и в развитых странах. Правительства часто рассматривают ГЧП как способ повышения качества, доступа или экономической эффективности своей системы образования. Однако многие сомневаются, смогут ли негосударственные провайдеры сравниться по качеству и подотчетности с государственными школами, и возможно ли эффективное сотрудничество государственного и частного секторов.

Основная причина развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере образования заключается в том, чтобы максимально использовать потенциал для расширения справедливого доступа к школьному образованию и улучшения результатов обучения, особенно для маргинализированных групп.

Государственный сектор остается важным игроком в предоставлении образовательных услуг, но для того, чтобы сделать высококачественное образование доступным для всех в нашей стране, помимо государственных ресурсов и руководства, требуются инновационные программы и инициативы. Существуют способы, с помощью которых государственный и частный секторы могут объединиться, чтобы дополнить сильные стороны друг друга в предоставлении образовательных услуг и улучшить результаты обучения школьников. Такие государственно-частные партнерства (ГЧП) могут быть даже специально адаптированы и направлены на удовлетворение потребностей слоев с низким уровнем дохода.

Например, в Нидерландах все образование финансируется государством, включая частные школы, в которых обучается более двух третей всех учащихся. В других странах частный сектор играет важную роль в обеспечении образования, но государство субсидирует только часть учащихся, посещающих частные школы (например, Чили). В некоторых африканских странах существуют различные типы негосударственных школ, включая субсидируемые государством независимые школы (например, в Гамбии), частично субсидируемые миссионерские или религиозные школы (например, в Чили).

Частные поставщики образовательных услуг также играют все более важную роль в обеспечении образования для семей с низким уровнем дохода. К ним относится целый ряд школьных операторов, включая религиозные организации, местные сообщества, неправительственные организации (НПО), а также частные коммерческие и некоммерческие школы. В некоторых странах Африки и Южной Азии, где спрос превышает предложение школьных мест, а государственные средства ограничены, наблюдается рост числа частных недорогих школ, ориентированных на учащихся с низкими доходами, в основном на уровне средней школы.

Аргументы в пользу государственно-частного партнерства

Статья по данной теме предлагает четыре положительных результата частного предоставления государственных услуг:

- ГЧП может создать конкуренцию на рынке образования. Частный сектор может конкурировать за студентов с государственным сектором. В свою очередь, государственный сектор имеет стимул реагировать на эту конкуренцию, повышая качество предоставляемого образования.

- Контракты ГЧП могут быть более гибкими, чем большинство соглашений с государственным сектором. Как правило, государственный сектор обладает меньшей автономией при найме учителей и организации школ, чем частный сектор. Государственно-частные контракты могут лучше соответствовать спросу и предложению на образование. Гибкость при заключении контрактов с учителями является одним из основных мотивов для ГЧП.

- Правительства могут выбирать частных провайдеров в рамках контрактов ГЧП путем проведения открытого конкурса, в ходе которых правительство определяет конкретные требования к качеству образования, которые оно требует от частного партнера. В контракты часто включаются измеримые результаты и положения, определяющие условие обеспечения определенного качества образования, после чего выбирается подрядчик с наилучшим или наименее затратным предложением. Уже одна эта характеристика контракта может повысить качество образования.

- Контракты ГЧП могут обеспечить более высокий уровень разделения рисков между правительством и частным сектором. Такое разделение рисков, вероятно, повысит эффективность предоставления услуг и, следовательно, побудит направить дополнительные ресурсы на обеспечение образования.

Таким образом, повышение роли частного сектора в образовании может иметь ряд потенциальных преимуществ по сравнению с традиционным государственным образованием. Реализация этих преимуществ зависит от того, насколько хорошо разработано партнерство между государственным и частным секторами, от нормативно-правовой базы страны и от способности правительства контролировать и обеспечивать выполнение своих контрактов и партнерских отношений с частным сектором. При правильной реализации ГЧП оно может повысить эффективность, выбор и расширить доступ к образовательным услугам, особенно для регионов, которые, как правило, плохо обслуживаются традиционными методами предоставления услуг. ГЧП также позволяет правительствам воспользоваться преимуществами специализированных навыков, предлагаемых некоторыми частными организациями, и преодолеть операционные ограничения, такие как негибкие шкалы заработной платы и правила работы, которые могут преобладать в государственном секторе.

Еще одним преимуществом является то, что правительства могут заключать контракты с частным сектором по целому ряду инициатив, которые могут включать в себя все: от неакадемической деятельности, такой как предоставление услуг питания и контракты на управление несколькими школами, до субсидирования платы за обучение в частных школах для сотен тысяч студентов и долгосрочных многомиллионных партнерств в области инфраструктуры.

Также партнерства, в которых частный сектор выступает в качестве оператора, а государственный сектор - в качестве финансиста, имеют потенциал для увеличения числа учащихся при сохранении контроля над бюджетом на образование.

Программы заключения контрактов с государственными школами и программы, предусматривающие частное управление государственными школами, могут обеспечить бедным слоям населения недорогой или бесплатный доступ к образованию. Фактически, эти инициативы по заключению контрактов обычно направлены непосредственно на бедные слои населения.

В период с 2000 по 2005 год в Пакистане наблюдался бум создания частных школ: было открыто 15 000 новых частных школ. Этот рост произошел в равной степени как в городских, так и в сельских районах и охватил как семьи с низким, так и с высоким уровнем дохода (Andrabi et al. 2008). Доля детей из бедных семей в сельской местности, посещающих частные школы, выросла с 0 до 6 процентов. Частные школы берут очень низкую плату - менее 10 центов в день (Andrabi et al. 2006). Таким образом, частные школы увеличили охват образованием в сельской местности и среди малообеспеченных семей при очень низких затратах. Эти примеры показывают, что при правильной реализации ГЧП может помочь странам удовлетворить неудовлетворенный спрос на школьное образование.

Нидерланды представляют собой модель выбора школы, обеспечивающую доступность и качество образования; пример потенциала государственно-частного партнерства в образовании.

Одной из ключевых особенностей голландской системы образования является свобода выбора школы - свобода создания школы, определять принципы, на которых основана школа, и собственная школьная программа. Фактически, Нидерланды имеют одну из самых старых в мире национальных систем, основанных на выборе школы. Хотя все школы в Нидерландах финансируются государством, большинство из них управляются частными школьными советами. В результате большинство детей в Нидерландах посещают частные школы, и эта тенденция усилилась за последние 150 лет. Участники могут выбирать из нескольких школ, и выбор школы часто пропагандируется правительством как способ повышения конкуренции в школьной системе. Эффективность повышается, поскольку государственные и частные школы стараются улучшить свои результаты, чтобы завоевать хорошую репутацию и тем самым привлечь больше учеников.

В голландской системе образования образовательная политика определяется централизованно, но администрация и управление школами децентрализованы на уровне школ. Центральное правительство осуществляет окончательный контроль как над государственными, так и над частными школами. Учащиеся из Нидерландов показывают исключительно высокие результаты на международных тестах на успеваемость, таких как Третье международное исследование по математике и естественным наукам (TIMMS). В 2003 году Нидерланды заняли одно из первых мест по чтению и математике, а в 1995 году они были лучшими по успеваемости по математике и естественным наукам в выпускных классах средней школы. Страна достигает высоких результатов даже после контроля национального дохода и расходов на одного учащегося. Таким образом, система не только успешна в академическом плане, но и экономически эффективна, давая хорошие результаты при относительно небольших затратах. Предыдущие исследования показали, что религиозные школы демонстрируют несколько лучшие результаты в учебе, чем государственные школы. Более поздние исследования показали, что значительная степень конкуренции в системе является одним из факторов, определяющих высокие показатели успеваемости. Таким образом, крупная система выбора школ может способствовать повышению эффективности и справедливости, не обязательно приводя к приватизации или снижению общественного контроля.

Одним из наиболее изученных примеров контрактных школ является программа Colegios en Concession (CEC) в Колумбии. Несколько исследований показали, что учащиеся этих школ показывают более высокие результаты в престижных тестах ICFES, чем учащиеся государственных школ (Bonilla, 2011; Barrera-Osorio, 2006). Учащиеся CEC также чаще посещают университет и профессиональные программы (Bonilla, 2011). Однако, в отличие от этого, Термес и другие (2015) обнаружили, что статистически значимой разницы в результатах обучения между учениками частных школ и государственных школ нет, и что любые противоположные результаты можно объяснить тем, что некоторые частные "стратегически отбирают" своих учеников, несмотря на обратную политику правительства. В своей оценке программы частных школ в Колумбии Термес и другие (2015) обнаружили, что учащиеся и родители частных школ были более удовлетворены, вовлечены и лояльны к своей школе, чем родители государственных школ.