+996 (312) 62 05 35
+996 (555) 62 50 39
info@invest.gov.kg

Стратегия ГЧП

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Цель данной стратегии заключается в том, чтобы обозначить дорожную карту, то есть, изложить план действий по реализации государственно-частного партнерства (ГЧП) в Кыргызской Республике.

Стратегия была подготовлена Министерством экономики, уполномоченным государственным органом по ГЧП в соответствии с Постановлением Правительства № 616 от 14 сентября 2012 года, при поддержке со стороны Агентства по продвижению инвестиций при Министерстве экономики. В соответствии с Законом о государственно-частном партнерстве, принятым Жогорку Кенешем № 7 от 24 февраля 2012 года, ГЧП определяется как долгосрочное (до пятидесяти лет) соглашение между Правительством Кыргызской Республики т.е. государственным партнером и частным партнером для привлечения частного партнера государственным партнером в деятельность по проектированию, финансированию, строительству, реабилитации, реконструкции активов, а также в управление существующих или вновь создаваемых активов, в том числе объектов инфраструктуры

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  1. Качество имеющейся инфраструктуры в Кыргызской Республике является одним из самых низких в мире. Согласно данным Всемирного экономического форума, Кыргызская Республика занимает 121-е место из 149 стран, в которых было изучено качество общей инфраструктуры. Такое низкое качество представляет собой значительную угрозу для потенциального экономического развития страны, необходимого для снижения уровня бедности.
  2. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы, утвержденная Указом Президента от 21 января 2013 года (далее НСУР), признает пробелы в отношении качества инфраструктуры и соответствующих государственных услуг и определяет ГЧП в качестве критически важной схемы, необходимой для решения таких проблем с учетом бюджетных ограничений.
  3. ГЧП нашло признание во всем мире в качестве альтернативной схемы, позволяющей  более эффективно и продуктивно оказывать инфраструктурные и другие соответствующие государственные услуги по сравнению с традиционными закупками. Успешная реализация ГЧП требует благоприятных условий и адекватно подготовленных проектов.
  4. НСУР обозначает следующие основные цели по внедрению механизма ГЧП:
    1. Обеспечить экономический рост за счет концентрации материальных и финансовых ресурсов государственного и частного сектора для реализации инвестиционных проектов;
    2. Снизить нагрузку на государственный бюджет и перераспределить бюджетные средства.
  5. Далее НСУР обозначает следующие задачи для достижения выше обозначенных основных целей:
    1. Создать надлежащие условия для эффективного и действенного сотрудничества между государством и частным сектором;
    2. Обеспечить эффективную работу активов, находящихся в государственной собственности посредством мобилизации внебюджетных источников финансирования за счет привлечения частного сектора;
    3. Обеспечить эффективное и действенное администрирование и контроль за реализацией ГЧП проектов;
    4. Внедрить подходы, позволяющие оценивать эффективность реализации проектов посредством оценки качества услуг, предоставляемых населению;
  6. С целью исполнения данной стратегии была определена следующая цель в отношении реализации ГЧП:

К 2020 году Правительство заключит с частными партнерами не менее 20 соглашений о ГЧП на общую сумму не менее 20 млрд сомов (около 400 миллионов долларов США)

С учетом данной цели предполагается, что средний объем инвестиций со стороны частного сектора на период 2015 - 2020 составит 1% ВВП, что превышает общий средний показатель 0,5%, достигнутый в развивающихся странах и ниже уровня 2,5%, который является целевым ориентиром, достигнутым в странах, занимающих ведущее положение по ГЧП, таких как Индия и Бразилия. Это также эквивалентно примерно 10% от среднего объема Программы государственных инвестиций, что ниже 40%-го показателя, достигнутого в Индии, ведущей стране мира по реализации ГЧП.